ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
20.03.2025, 18:44





/ Воспитание / Воспитательная работа / Детское общественное движение / Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются.

Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

Ученическое самоуправление

1. Позиционный блок
Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

Задачи ученического самоуправления:

Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
• Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
• Определение организационной структуры ученическо¬го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
• Организация деятельности органов ученического само¬управления;
• Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
• Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
• Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
• Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
• Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
• Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
• Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
• Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
• Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
• Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
• Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
• Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
• Творчество, активность, самостоятельность учащихся;
• Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении. Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
• Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
• Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
• Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
• Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
• Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности. Самоуправление позволяет проявлять и реализовывать детские инициативы, формирует у школьников умения принимать решения, брать ответственность, доводить начатое дело до конца.
Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.


2. Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.

Индивидуальный уровень – ученик.

Педагогические задачи:
• Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
• Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
• Воспитание ответственности за порученные дела;
• Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Второй уровень - школьное самоуправление.

Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.

Совет старшеклассников – высший орган самоуправления школы.

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:
• Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
• Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, города, страны;
• Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

3. Нормативно – правовой блок

Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
• Закон об образовании
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
• Всеобщая декларация прав человека.
• Конвенция о правах ребёнка.
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
• Положение о лицензировании образовательной деятельности.
• Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
• Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
• Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья123)
• Национальный проект «Образование».
• Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

4. Содержательный блок

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из основных видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление делится на малые инициативные группы: «Я – гражданин», «Лидер XXI века”, «Добровольцы России», «Правопорядок», «ЭкологиЯ». Курирует работу Совета заместитель директора по воспитательной работе. За каждой малой инициативной группой закреплен педагог-наставник. Деятельность Совета старшеклассников планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

Школьное самоуправление – это форма организации совместной деятельности и активного социального взаимодействия школьников, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Для повышения социальной активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности. Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

5. Технологический блок

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.

Ожидаемые результаты:
• Формирование гражданской позиции обучающихся;
• Проявление социальной активности обучающихся;
• Повышение заинтересованности в развитии школы;
• Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
• Увеличение занятости детей во внеурочное время;
• Улучшение нравственного, физического здоровья обучающихся;
• Активизация творческой деятельности обучающихся;
• Профилактика деструктивного поведения подростков

Основные формы ученического самоуправления.
• Заседания Совета ученического самоуправления;
• Участие в работе собрания;
• Участие в работе ученических и родительских собраний;
• Проведение благотворительных и иных акций;
• Проведение социологических опросов;
• Участие в работе творческих групп;
• Проведение круглых столов;
• Проведение Дней самоуправления;
• Организация и проведение ключевых общешкольных дел;
• Организация и проведение спортивных мероприятий;
• Другие формы работы.

6. Управленческий блок

Управление развитием ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления. Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
• Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета, председателем и зам. директора ВР);
• Планирование (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, зам. директора по ВР)
• Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогами-наставниками и классными руководителями)
• Контроль (производится Председателем совета, зам. директора по ВР);
• Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагогами-наставниками, зам. директора по ВР)

По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.


Нормативные документы, регулирующие вопросы школьного самоуправления:

- Устав школы
- Положение об ученическом самоуправлении
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Закон об образовании
- Всеобщая декларация прав человека
- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы

 

Положение об ученическом самоуправлении (pdf)

ГТО (Готов к труду и обороне)

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

Президентские состязания школьников

«Президентские состязания» проводятся с 2010 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников». 

 

Российское движение школьников

Российский союз молодежи

 

 

Реализованные детские инициативы и проекты:

 















Решаемвместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МБОУ СОШ № 49   |   E-mail: school49@education70.ru